Артефакты советского прошлого
«Соцреализм в Бендерах». В новый туристический маршрут входит мозаика и барельефы. О мозаике мы рассказывали в одном из предыдущих выпусков. Сегодня речь пойдёт о знаменитых рельефах нашего города. Их в Бендерах более десятка.
Если присмотреться к зданиям прежних лет, то можно заметить, что они зачастую украшены декоративными элементами. Каменные розетки и завитки на фасадах встречаются в историческом центре города. Мемориальные таблички на зданиях, часто тоже содержат рельефные изображения.
«Рельеф – это один из видов скульптуры. И все материалы, применяемые в скульптуре на сегодняшний день, могут применяться в рельефах. Как правило, рельефы используются в оформлении архитектурных фасадов. Может и работать рельеф – как самостоятельное художественное произведение», – сказал в интервью корреспонденту БТВ ректор Высшего художественного колледжа им. В. И. Постойкина Сергей Горбаченко.
Горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира – советскому народу слава!» считается самым знаменитым образцом высокого соцреалистического искусства. По мнению художников, чем ниже рельеф, тем сложнее его изготовить, соблюдая пропорции. Гипс, камень или металл – можно использовать любой материал. Главное учитывать погодные условия.
«В металле можно сделать более тонкие вещи. Если мы возьмём рубленый камень, то там пластика уже более монументальная, совсем другой скульптурный язык можно применять. Соответственно, будет другой образ и другое настроение. Если мы рассматриваем рельефы нашего города, то наиболее, мне кажется, знаковый элемент – это монумент, посвящённый трагедии. Он у нас называется «Чёрный забор»», – добавил специалист.
Горельеф музея боевой и трудовой славы железнодорожников не входит в туристический маршрут. Наверное, потому, что музей-паровоз вместе со стелой и горельефом из металла достоин отдельной экскурсии.
Металлический рельеф есть на фасаде здания ЗАГСа. Барельеф украшает здание отеля «Приетения» на набережной.
Барельеф-чеканку мы видим на торце здания речного вокзала. Само здание неприглядно. А солнечная ладья на его стене плывёт себе, как ни в чём не бывало, как будто находясь вне времени и пространства.
Следующая точка маршрута – барельеф «Варница», она находится возле здания консервного завода. Слава завода давно ушла в прошлое, предприятие фактически исчезло, а барельеф как памятник оказался намного долговечней.
И на стенах автосборочного завода собрано то, чем гордилась советская эпоха.
В технике сграффито выполнено панно «Наука – производительная сила эпохи» в селе Гиска. Это ещё одна точка туристического маршрута.
Современное сграффито представлено на корпусе здания Высшего художественного колледжа. Это портрет Постойкина и студенческая дипломная работа.
Современный барельеф украшает здание гостиницы в Бендерской крепости. Как самостоятельное произведение барельеф есть на памятнике миротворцам возле ДК Ткаченко.
Рельефы и сграффито, прежде всего, – произведения искусства. Они долговечны и несут культурный код времени, в котором выполнены на несколько поколений вперёд. Может быть, в будущем и по современным рельефам Бендер пройдёт туристический маршрут.
Автор: Валерия Усвайская.