Памяти связующая нить
В Бендерах накануне вспоминали жертв политических репрессий. С конца 20-ых и до начала 50-х годов прошлого века в тюрьмы и лагеря были сосланы миллионы людей, сотни тысяч расстреляны «без суда и следствия». У здания железнодорожного вокзала состоялись церковная панихида и митинг.
Памятная доска на здании железнодорожного вокзала — как напоминание о страшных временах сталинских репрессий. Более 70 лет тому назад со станции Бендеры-1 были вывезены более 2-ух тысяч бендерчан и жителей окрестных сел. В товарных вагонах, целыми эшелонами. «Враги народа и дети врагов народа» — так называли пассажиров. Увозили невинных людей в Сибирь и Казахстан.
Анна Ярошевская, председатель городской Ассоциации жертв политических репрессий: «Миллионы пострадавших людей были подвергнуты политическим репрессиям, многие отправлены в тюрьмы, другие высланы на каторжные работы в столь отдалённые места Сибири и Казахстана с суровым и тяжелым климатом. Эти люди трудились на самых трудных и вредных для здоровья работах, где они не доживали до срока освобождения».
Отряды вооружённых людей врывались в сёла и дома, нарушая покой и разрушая судьбы. Без объяснения причин под натиск сталинских репрессий попала и семья Георгия Скрипкаря. Тогда юный мальчишка и представить не мог, что счастливое детство оборвётся и грядёт долгая разлука с семьёй. Воспоминания о том дне даются особенно тяжёло.
Георгий Скрипкарь, житель города Бендеры: «Я помню всё, что было и как было. Мне было 13 лет. Помню, что пришли к родительскому хозяйству солдаты, вооружённые винтовками и в течение двух часов нас собрали, посадили в брички под конвоем и увезли на станцию Яргора в Леовском районе. А потом привезли на станцию Бендер. Я скажу, что молодые дети и прочее, они переживали по-другому. Родители были, можно сказать, что убиты, потому что сорвали с хозяйства, но потом постепенно стали привыкать».
Сегодня городская Ассоциация жертв политических репрессий насчитывает 192 человека. Ежегодно родственники и сами репрессированные приходят на площадь железнодорожного вокзала к мемориальной плите, почтить память тысяч безвинно погибших людей и восстановить хронологию событий, пусть и из тяжёлого прошлого.
Анна Ярошевская, председатель городской Ассоциации жертв политических репрессий: «Мой отец, например, мне было 7 дней, когда его забрали, я его и не видела даже. Для меня эта память дорога. А я не знаю даже где его могила. Поэтому мы приходим к этой доске и молимся, чтим память родителей своих».
Чтобы ошибки прошлого не повторились вновь, свидетели печальных страниц истории хранят воспоминания и передают память своим детям и внукам.
Автор: Екатерина Белогривая