НовостиСобытия

Память народная

Трагедия, ставшая общенациональной. 25 лет назад в Приднестровье началась война. На защиту республики от агрессоров плечом к плечу стали тысячи людей, сотни из них домой так и не вернулись. Погибших жарким летом 92-го хоронили не в Бендерах, а в Тирасполе и Парканах. Ежегодно в эти июньские дни делегация бендерчан выезжает на могилы защитников и мирных жителей, покоящихся на столичных кладбищах «Западное» и «Дальнее», а также в селе Парканы.  В памятной церемонии приняли участие главы Тирасполя и Бендер.

Алые гвоздики и розы – как символ памяти и скорби у монумента погибшим защитникам Приднестровья на столичном кладбище «Дальнее».  Каждый год 20 июня сюда приезжает делегация бендерчан, чтобы поклониться павшим героям.   Имена некоторых из них до сих пор не известны, но подвиг их переоценить невозможно. Своими жизнями они заплатили за наше мирное небо, яркое солнце, беззаботный смех детей.

Роман Иванченко, глава Госадминистрации города Бендеры: « Мы не делим защитников по принадлежности к городам. Участие в боевых действиях принимали как приднестровцы, так и люди, которые приезжали со всего постсоветского пространства. И за это мы им благодарны. Вне зависимости от того, сколько бы лет ни прошло, память о защитниках Приднестровья – о казаках, о гвардейцах, о бойцах ТСО, о народных ополченцах, о простых гражданах — будет храниться в истории и города и республики».

Жарким летом 92-го из-за постоянных обстрелов погибших не могли хоронить на кладбищах Бендер.  Тела  убитых предавали земле прямо во дворах или везли через мост, в сторону Тирасполя. Грузовые машины с окровавленными телами убитых и раненых подъезжали к больницам, вспоминает столичный глава. Тогда он был еще школьником, но и сейчас при воспоминании тех ужасающих картин невольно катится скупая мужская слеза.

Олег Довгопол, глава Госадминистрации города Тирасполь: «Я хорошо помню, как плакали матери в лечгородке, как ночью разгружали людей, именно людей, я не могу назвать их трупами. Делили их – на тех, кого в операционную, кого, может быть, в морг.  На мой взгляд, плач матерей он никогда не может быть перечеркнут ни политическими передрягами, никаким переписыванием истории, это наша с вами жизнь».

Надежда Семенова уже сама мама, растит шестилетнюю дочь. В свои 11 лет потеряла отца, помнит, как тем летом в российскую глубинку, где она проводила каникулы у бабушки, пришла страшная телеграмма от матери. Уже потом от однополчан узнала, что ее отец получил смертельное ранение на мосту.

Надежда Семенова, дочь погибшего защитника Приднестровья: «Все мог всегда, руки золотые. Все умел. Я вот до сих пор вспоминаю, нету того, чего бы он не умел делать».

Ивану Мировскому уже пошел 89-ый, 25 лет он оплакивает  сына Валерия. Он погиб 20 июня 92-го.

– Трудно говорить?

— Невозможно.

Уже чаще не родственники, а активисты общества «Память» возлагают цветы к  надгробиям бендерчан. С каждым годом численность  этого траурного кортежа уменьшается. Умирают отцы и матери участников боевых действий, стареют жены. Порой слабое здоровье родных и близких не позволяет  присоединиться к поминальной церемонии. И, тем не менее, еще не  было  года, чтобы бендерчане не  помянули своих защитников, похороненных за Днестром.

Людмила Мальчукова, председатель общества «Память»: «Изначально людей было больше, сейчас матери умирают очень много. Осталось у нас 53 или 54 матери, 84 вдовы. И болеют очень много, не могут передвигаться, не могут ехать».

Столичное кладбище «Западное», сельское в Парканах.  Делегация  бендерчан посетила могилы 33-ех защитников республики, все эти годы за ними ухаживают специалисты муниципального предприятия «Спецзеленстрой». Всего же в списках погибших летом 92-го – 489 бендерчан. Настала пора эти данные уточнить, ведь среди пропавших без вести уже есть  и опознанные. Есть и умершие от ран тем роковым летом.

Роман Иванченко, глава Госадминистрации города Бендеры: «Мы должны знать, откуда они родом, где они погибли, на каких местах захоронены. Это должна быть единая база для того, чтобы мы могли чтить их память и передавать ее последующим поколениям».

Работу над поиском и систематизацией информации намерены завершить до конца года. А пока – цветы в память о погибших.  Алые гвоздики возложили и у памятного обелиска в честь погибших участников штурма моста и у траурной плиты на въезде в город.

Автор: Жанна Настас

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»