Здесь пел Вертинский и бывал сам император
Помпезный дом на Тюремной площади, где пел Вертинский и побывал последний русский император. Вот такая печать истории есть на одном здании в Бендерах. Пушкинская Аудитория. Третья в рейтинге претендентов на реставрацию среди исторических объектов Приднестровья. Здание с богатой и славной историей собрало более 4000 голосов в интернет-голосовании.
В то время когда «дышать в трубочку» было не принято, но проблема существовала, с пьянством боролись по-другому. В конце 19 века решили, что источник беды кроется в безделии и недостатке положительных эмоций. По инициативе уездного комитета народной трезвости построили это величественное здание, эдакий Клуб трезвости. Под стройку выбрали Тюремную площадь на пересечении улиц Соборной и Днестровской. Теперь это Советская и Кавриаго.
«На протяжении многих десятилетий аудитория была любимым, наиболее почитаемым местом отдыха, развлечений и зрелищ. Здесь проводились различные балы, собрания, ритуальные мероприятия. Здесь ставились спектакли не только местных артистов, но и приезжих театров из разных городов России», рассказывает научный сотрудник Бендерского историко-краеведческого музея Евгения Ерёменко.
Аудиторию назвали Пушкинской, хотя сам Пушкин здесь никогда не бывал. К 70-летию смерти поэта. В годы румынской оккупации здесь работали два любительских театра, на русском и украинском языках. Но невиданный аншлаг был, когда пели легендарные Александр Вертинский, Пётр Лещенко, Юрий Морфесси. На смену лирике пришли революционные лозунги. Чего только не видели эти стены!
«В революционные годы в аудитории проводились собрания и митинги различных партий, с её сцены выступали пламенные борцы за воссоединение Бессарабии с Россией: Павел Ткаченко, Григорий Старый, Иван Шимко, Сергей Ревенялэ», – добавляет Евгения Ерёменко.
В годы Первой мировой войны в здании был размещён лазарет. Тогда же Аудиторию посетил последний российский император. В Великую Отечественную здание было разрушено. После восстановления ему нашли практичное мирное применение: здесь шили обувь и плели шелковые нити. А когда «шелковики» перебрались в новое здание фабрики, аудитория осиротела. И вот уже почти 70 лет она разрушается и ждёт возрождения.
«Историки, общественность города, горожане, мы очень надеемся, что здание, включённое в единый государственный реестр культурного значения, которое связано с очень важными культурными событиями истории города, мы надеемся, что оно будет восстановлено и будет служить горожанам не один десяток лет», – уверена Евгения Ерёменко.