Торжество из торжеств
Православный мир готовится отметить один из главных праздников – Светлое Христово Воскресение. Завершается Страстная неделя. Верующие, затянув пояса, готовятся к встрече праздника.
Если с историей праздника Пасхи многие знакомы, то мало кто знает, что разноцветные яйца называют «крашенками», а расписанные вручную – «писанками».
Несмотря на то, что сегодня яйца красят в разные цвета, традиционным считается именно красный – символ победы жизни над смертью. На Руси этот цвет получали при помощи луковой шелухи.
Крашеные яйца — особый символ Пасхи, радости воскресения. Согласно одному из преданий, Святая Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию, надеясь пробудить в нем интерес к христианству, и протянула правителю яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Император ответил, что воскресение человека невозможно, равносильно тому, как яйцо в руке Марии станет вдруг красным. В тот же момент скорлупа окрасилась в алый цвет.
Иоанн Калмык, настоятель Преображенского собора: «Праздник этот — торжество из торжеств, то есть это и есть самый главный праздник всего христианского мира. Воскресение Христово, когда Христос воскрес, показывая, что не оставил человека, то есть душу человеческую, потому что душа человека бессмертна».
Еще в одной библейской истории говорится, когда Спаситель был распят, его ученики во время трапезы оставляли место Христа свободным и клали туда хлеб, что символизировало воскрешение Сына Божьего, его незримое присутствие и участие.
Для православных славян Пасхальный кулич был аналогом церковного хлеба. Его готовили дома, затем освящали в храмах и раскладывали кусочки в поле, призывая урожай. А по тому, какой получился хлебу у хозяйки, определяли, насколько удачным будет год. Форма традиционного кулича символизирует церковь с куполом, потому, до сих пор на хлебной корке изображается крест.
Сегодня христиане предпочитают покупать сдобу в магазине. Хлебокомбинаты работают в несколько смен, чтобы на прилавках магазинов в предпасхальные дни появилась ароматная праздничная выпечка – различная по вкусу и форме.
Людмила Чайковская, директор Бендерского хлебокомбината: «Ассортимент у нас очень большой, в этом году он даже расширился по сравнению с прошлым годом. Очень много в кондитерском цехе добавилось изделий пасхальных, мелкого развеса, которые пользуются спросом для того, чтобы кому-то подарить, сходить на поминальный день на кладбище. У нас порядка 20 видов изделий и очень много видов весовых категорий, начиная от 100 г и заканчивая куличом в 800 г».
Единственное, что не поддалось временной трансформации – церковные каноны. Всю Страстную седмицу — неделю перед великой Пасхой, священники совершают богослужения. Особенная служба проводится в Великую Пятницу.
Иоанн Калмык, настоятель Преображенского собора: «Воспоминание распятий и погребений Христа, когда уже по середине храма устанавливается распятие большое, читается последования погребений и вынос Крестным Ходом Плащаницы вокруг Храма. Заканчиваются страстные дни в Великую субботу — божественная литургия, после божественной литургии совершается благословения хлеба и вина».
В субботу, ближе к полуночи, церковь вновь открывает свои двери для всех желающих. В храме, как и столетия назад, собирается большое количество прихожан, желающих увидеть знаменитый благодатный огонь и поучаствовать в Крестном Ходе. Одни, таким образом, укрепляются в вере, другие — празднуют Воскресение Миссии, а кто-то зажигает в душе искорку добра и надежды на лучшее.
Автор: Анна Денисова