Императорский проект
«Чистый воздух, обширность земель и обилие припасов». Бендеры едва не стали областной столицей Российской империи. 209 лет назад, в январе 1817 года, наместник Бессарабской области предлагал императору Александру I сделать Бендеры административным центром. Вехи истории – далее.
Бухарестский мирный договор изменил карту Восточной Европы: в 1812 году Бессарабия вошла в состав Российской империи. Перед властями встал важный вопрос — какую именно столицу определить для новой территории.
«Лев Семёнович Берг в своём труде «Бессарабия страна, люди, хозяйство» отмечает, что Кишинёв в качестве столицы был предложен Митрополитом Гавриилом Бэнулеску-Бодони. Но в 1816 году в Бессарабию приезжает наместник императора Александра II Алексей Николаевич Бахметьев», — рассказала заведующая научно-просветительным отделом Бендерского историко-краеведческого музея Евгения Ерёменко.
Алексей Николаевич Бахметьев изучал вопрос, что называется, на месте. По результатам поездки генерал-губернатор направил императору рапорт с настоятельной просьбой назначить столицей именно Бендеры. Этот документ был опубликован в праздничном выпуске газеты «Новое время» к 600-летию города. В нём Бахметьев подробно описал ситуацию, сравнив два города, и Кишинёв был представлен крайне нелестно.
«Кишинёв расположен в излучине реки Бык во вредном для здоровья человека месте. Болота и дурной запах от небольшой реки сопровождают жизнь удручающе, особенно в осеннее время», — зачитала фрагмент описания Евгения Ерёменко.
А вот характеристику Бендер Бахметьев дал совершенно иную: «Для столицы края я избрал другой населённый пункт, а именно Бендеры. Даёт характеристику Бендер: Излучина Днестра, природа, чистый воздух, обширность казённых земель, способ получения жизненных запасов более благоприятны. Сам пункт выгодно расположен. К тому же город Бендеры расположен на перекрёстке торговых путей.»
Одним из ключевых преимуществ Бендер было наличие казённых земель. Их не требовалось выкупать для расширения города, размещения административных зданий и инфраструктуры. В Кишинёве ситуация была иной: земли принадлежали частным владельцам, в основном купцам. Казалось бы, выбор должен был быть очевиден. Но финальная точка оказалась не на стороне Бахметьева.
«Симпатии Александра I были на стороне Бахметьева. Но он направил для изучения вопроса в Бессарабию своего чиновника. Чиновник разбирался в этой проблеме, но его сумела подкупить кишинёвская знать. Таким образом столицей в своём рапорте он определил Кишинёв. Cтолицей края стали не наши маленькие прекрасные Бендеры», — отметила Евгения Ерёменко.
Коррупция — вечная тема. Банальная взятка изменила судьбу целого города. История могла бы сложиться иначе. Но с 1818 года Кишинёв стал официальной столицей Бессарабии.
Позже, в 1826 году, был утверждён герб Бессарабской губернии и крупных городов, включая Бендеры. К слову, в этом году нашему гербу исполнится 200 лет.




