У времени есть своя память
В Бендерах вспоминали одну из трагических страниц в истории Бендер – героическую оборону города в феврале 1918 года, которая закончилась жестокой расправой у «Черного забора». Из пяти тысяч рабочих и борцов за советскую власть румынские интервенты расстреляли каждого десятого. Сегодня к мемориалу легли живые цветы.
Этому трагическому событию без года век. Сегодня его вспоминают ветераны-железнодорожники — потомки тех, кто противостоял жестокому режиму интервентов. В руках — цветы, в сердце – память о своих родных и близких, погибших во имя свободы будущих поколений.
Георгий Заверяка, машинист-железнодорожник: «Этот расстрел был не просто физических лиц, этот расстрел был нашей гордости, нашей свободы железнодорожников и всей Бессарабии. Мы вам низко кланяемся, дорогие наши революционеры-железнодорожники, за то, что вы сделали для нас и для нашей Родины».
С выстрелами Авроры и в наш край пришла советская власть, правда, ненадолго. Помешало этому вторжение Королевской Румынии в декабре 17-го. В течение трех дней ожесточенной битвы был взят Кишинев. Интервенты начали наступление на Бендеры.
Евгения Еременко, научный сотрудник Бендерского историко-краеведческого музея: «Газета «Голос революции» от 24 января 1918 года писала: «Население Бендер, узнав, с какой целью движутся румыны, сплотилось от мала до велика, для защиты молодой свободы».
Пролетарское движение здесь возглавил Григорий Старый. В штаб обороны города преимущественно вошли рабочие-железнодорожники. С 29 января начались тяжелые бои за город. Сломить мужественную оборону Бендер удалось лишь на десятый день.
Евгения Еременко, научный сотрудник Бендерского историко-краеведческого музея: «Позже сам противник писал о том, что Бендеры были взяты с трудом и с большими потерями из-за чрезвычайного сопротивления местного населения».
Захватив город, интервенты устроили несколько карательных акций, самая жестокая — у забора железнодорожного депо. Вот фотографии очевидцев кровавой расправы. Их бережно хранит Светлана Ладыгина – железнодорожница в третьем поколении. Вспоминает, ее дед Павел Петрикин был в числе отважных борцов за власть Советов.
Светлана Ладыгина, жительница города Бендеры: «Было арестовано большое количество железнодорожников. Каждого десятого расстреливали. Тех, кого не успели расстрелять, их определили в тюрьмы. Мама рассказывала, что этих людей и били там, и пытали. У кого были богатые родственники – выкупили. А у кого не было – носили кушать, поддерживали».
В тюрьмы были брошены сотни горожан, там они подверглись нечеловеческим пыткам. Орудия пыток и камера, где держали заключенных, доподлинно воссоздана в местном музее. По малейшему подозрению интервенты ставили людей к забору депо и расстреливали. Он был «черным» от крови, так потом его и назвали жители города. Еще много лет после событий 18-го у машинистов депо была традиция: подавать гудок в память о погибших коллегах. В 1969 году на месте жестокой расправы появился памятник «Черный забор». А в 77-ом он стал частью мемориального комплекса Славы железнодорожников. Кстати, у подножия шестиметровой стелы хранится капсула с письмом напутствия будущим поколениям. Вскрыть ее предстоит уже в этом году, когда событиям Октябрьской революции исполнится век.
Автор: Жанна Настас