Гагаузия выбирает Таможенный союз. За ходом исторического референдума наблюдали журналисты БТВ
70% пришедших на избирательные участки и 98% проголосовавших за восточный вектор развития автономии – таковы ошеломляющие результаты референдума в Гагаузии. Наша съемочная группа, несмотря на явное противодействие официального Кишинева, все-таки прорвалась в город-побратим Бендер – Чадыр-Лунгу. И, в отличие от коллег, журналисты БТВ смогли изнутри понаблюдать за подготовкой и проведением первого в истории автономии и Молдовы всенародного волеизъявления.
Гагаузский референдум – как снег на голову молдавским властям. Что с ним делать они не знают. А вот гагаузы точно знают, чего они хотят.
Блокирование банковских счетов, отказ предоставить печати для голосования, банальное запугивание населения. Казалось, что Кишинев как Воронин в 2003-м, даже договорился с какими-то бесовскими силами, чтобы непогода помешала проведению плебесцита. Но, несмотря ни на что, гагаузы сказали свое веское слово. Первыми, кто пришел на участки для голосования сразу после их открытия, были руководители автономии.
Михаил Формузал, башкан АТО Гагауз-Ери: «Все зависит от самого народа. Если он будет неравнодушен к своей собственной судьбе, то он выйдет и скажет свое слово. И для всех жителей Молдовы этот референдум тоже очень важен, это сигнал, что гражданское общество в Молдове сформировано, и что гражданское общество будет добиваться соблюдения своих прав»
Уже к 10 часам утра явка в Чадыр-Лунге превысила 15%, к полудню референдум состоялся. А гагаузы продолжали идти на участки. Целыми семьями. Некоторые специально приехали на родину издалека, чтобы проголосовать за ее будущее.
Дмитрий Зиров: » Я сегодня голосовал за свободу Гагаузии. Я борюсь с 89 года за образование Гагаузской республики»
Из-за дефицита времени и денег участки открывали даже в магазинах. Кабинки для голосования делали из того, что было под рукой, а общественный порядок обеспечивали сформированные прямо накануне референдума народные дружины. Местной полиции кишиневское руководство запретило даже появляться на участках. А за попытку проголосовать пригрозило увольнением из органов. В такой ситуации многое зависело от четкой работы комиссий и наблюдателей.
Светлана Железогло, наблюдатель: » Избирательный участок открылся в 7 часов, вовремя. При мне штамповались урны, никаких правонарушений не было. Люди идут и излагают то желание, которое считают нужным»
После официального оглашения результатов референдума руководство автономии обещает сразу же приступить к реализации воли народа. – Обычная мировая практика. А вот власти Кишинева опасаются, чтобы 2 февраля не стало для них днем сурка: эксперты говорят уже без обиняков, что гагаузский референдум может стать прецедентом для других районов Молдовы.