Бендеры и бендерчане

Незаживающие раны Бендерской трагедии

День памяти и Скорби по погибшим в Бендерах. Каждый год 19 июня приднестровцы вспоминают трагические события 92-го, собираются вместе, чтобы почтить память павших защитников республики и в очередной раз поблагодарить живых за то, что жизнь продолжается…

19 июня. В Бендерах мирное утро. Солнечно и море цветов, только не встретишь улыбок, чаще скорбь на лицах. Воспоминания переполняют, хотя слова даются нелегко.

Валерий Лесков, защитник Приднестровья: «Что было самое страшное? Когда меня чуть «не грохнуло», вот то я запомнил. Перевернуло, на ящике с патронами сидел, вверх ногами перевернуло, но ничего… пока живы».

Лора Лапухина отчетливо помнит каждый из 40-ка дней Бендерской трагедии, ведь находилась она в здании исполкома. Его агрессоры расстреливали в упор, всячески стараясь снести развевающийся приднестровский флаг.

Лора Лапухина, активист женского движения Приднестровья, в 1992 году – депутат горсовета: «То, что мы перетерпели в исполкоме, — не дай Бог никому. Когда тут перекрытия ходили «ходуном». А на втором этаже было вынесено окно, внутри стена упала. Это было, конечно, страшно».

19 июня стало тем днем, который поделил жизнь на «до» и «после», разделил и само общество, — об этом говорили с трибуны. Одни стали на защиту города и молодой республики, другие наводили «конституционный порядок».

Вячеслав Когут, в 1992 году – председатель Бендерского исполкома: «Образцы этого конституционного порядка мы видели — разграбленные предприятия, нанесенный городу материальный ущерб, но самое главное — это потери наших жителей, потери мужей, сыновей, детей».

На митинге вспоминали, что всего за несколько дней до нападения на Бендеры парламентарии Молдовы проголосовали исключительно за мирное решение так называемой «приднестровской проблемы». Предусматривалось разведение противоборствующих сторон. Всем казалось, что война закончится с часу на час, но в мгновение иллюзии развеялись.

Вадим Красносельский, Президент ПМР: «Люди военные, конечно, понимают, что при принятии решения Парламентом уже был отдан боевой приказ на вторжение в Приднестровскую Молдавскую Республику. Был большой обман. К сожалению, в соседнем государстве до сих пор не дали оценку тем событиям. Кто ответил за убийство наших жен, отцов, матерей, детей? Если нет правовой оценки – нет понимания и вины за содеянное».

Прошло 25 лет, но время не властно над памятью: слишком большая горечь потерь.

Роман Иванченко, глава Государственной администрации города Бендеры: «Независимо от того, сколько пройдет лет, память о защитниках Бендер вечно будет храниться в истории города и республики. Жители встали на защиту своего города, своего дома, своих семей, своего права жить по совести. Это право стоило Бендерам 616 человеческих жизней. Слишком велика цена, чтобы простить, чтобы снова поверить тем, кто тогда приходил нас убивать. Право на память у нас есть».

Бои на улицах Бендер велись каждый день вплоть до 29 июля, пока не вошли в город российские миротворцы.

Игорь Смирнов, первый Президент ПМР: «Мы благодарны за то, что это прекратилось. Мы благодарны Украине, которая приняла более 110 тысяч беженцев ПМР. Мы благодарны, прежде всего, нашему приднестровскому народу, нашему обществу».

Сегодня же было зачитано послание потомкам, написанное жителями города в первую годовщину Бендерской трагедии. «Нас убивали, нас хотели заставить думать по-Кишиневски, нас хотели поставить на колени». Бендеры стали приднестровским Сталинградом, потому что город «оказал мощное сопротивление агрессорам, выстоял в уличных боях, выжил и воскрес». Будущие поколения предшественники призывали хранить память, к слову, те заверили, что будут достойны славы отцов и дедов.

Автор: Жанна Настас

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»