30 октября — День памяти жертв политических репрессий
С конца 20-ых и до начала 50-х годов прошлого века в тюрьмы и лагеря были сосланы миллионы людей, сотни тысяч расстреляны «без суда и следствия». Безвинно погибших вспоминали сегодня и в Бендерах. У здания железнодорожного вокзала состоялась церковная панихида и митинг.
«С этой станции 13 июня 1941 года вывезены в результате репрессий тысячи невинных людей…» — гласит надпись на мемориальной плите у здания железнодорожного вокзала. Установлена она почти 20 лет назад по инициативе общественной организации, объединившей людей, переживших сталинский террор. В начале 90-ых их было 700, сегодня — вдвое меньше.
Анна Ярошевская, председатель общественной организации «Жертвы незаконных политических репрессий»: «Это люди очень тяжелой судьбы. Эти люди пережили очень много. Если все проанализировать… Мы были дети. Мне, например, было 10 дней, когда моего отца забирали. Я выросла без отца, у меня кличка была. Мама моя -«переселенка», я – «переселенча».
2 тысячи 404 человека было вывезено из Бендер и окрестных сел. В их числе был и Виктор Олой, тогда 5-летний мальчишка. Несмотря на юный возраст, хорошо помнит тот день: слишком велико потрясение. (для Юли — 43,44,45)
Виктор Олой, сын репрессированного: «Вагоны были – «телятники», это небольшие вагоны. Очень много людей было. Люди стояли, смотрели… Здесь стоял состав, я увидел бабушку. Ее к нам не пускали. Здесь стоял конвой, окружение было»
Репрессия – это кровавое пятно в истории Советского Союза. Безвинно репрессированных – миллионы. Академики и рабочие, генералы и колхозники, продавцы, учителя, врачи… Получить клеймо «враг народа» мог любой, без суда и следствия. Всё начиналось со стука в дверь, от которого леденела кровь. Как правило, нежданные гости являлись ночью.
Алла Матвеева, дочь репрессированного: «13 –го числа в 4 часа утра раздался звук. Открыли дверь – стоят 4 милиционера, вооруженные. Двое остались на улице, двое вошли в дом. Собирайтесь, вам надо ехать. Родители растерялись: «Куда ехать?» — «Вам скажут, куда».
Принудительное переселение, лишение имущества, тяжелый труд в исправительных лагерях… Вспоминая пережитое, то и дело накатываются слезы. Репрессированные рассказывали свои истории и, конечно, желали, чтобы подобное никогда не повторилось.