Чтобы помнили
Холокост – это преступление не имеет срока давности. Представители еврейской общины нашего города в любую погоду в конце января приходят к памятнику жертвам одного из самых диких и бесчеловечных проектов за всю историю цивилизации – программы Холокост или «окончательного решения еврейского вопроса».
Среди присутствовавших на церемонии – руководство города, депутаты городского и Верховного Совета, общественники, ветераны, бывшие узники гетто, школьники. В руках гвоздики и свечи – как символ жизни и света.
Антон Онуфриенко, депутат Верховного Совета ПМР: «Собираясь на этом месте, не только вспоминать о жертвах, но и напоминать друг другу о том, что произошло в годы Великой Отечественной войны, о том, что мы можем сделать, чтобы этого не повторилось. Чтобы ни в коем случае не повторились события, и ни фашизм, ни нацизм не дал свои ростки».
Юрий Кара, председатель Бендерского горсовета народных депутатов: «Я хочу, чтобы память об этих страшных, жутких днях, память о безвинно погибших, расстрелянных, закопанных живьем, сожженных людях, она передавалась из поколения в поколение. Чтобы не допустить никогда повторения страниц подобного в жизни наших народов, чтобы не допустить никогда геноцид против любого народа нашей планеты».
27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим. Точное число жертв установить не удалось, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учет жертв. Известно одно — миллионы загубленных жизней. Владимир Юрьевич делиться своей болью. Его отец был в польском концлагере.
Владимир Игельник, председатель еврейской общины г. Бендеры: «В 39 году, когда захватили Польшу его переместили в Краковское гетто. В конце 39 года, в составе польского легиона убежал из Польши и воевал в Красной Армии до конца войны. Я был трижды в Освенциме, Биркенау, Треблинке… Это уму непостижимо, и высказать это словами невозможно».
Эмилия Карасик вспоминает, через что прошла ее семья в те страшные годы войны. Рассказы мамы. Сколько боли люди могут причинить друг другу, сколько страданий и за что? Эти воспоминания не перестают теребить душу.
Эмилия Карасик: «Она до сих пор, мне всегда говорит: «Меня на руках вынес партизан Андрей. Я помню все. Он меня вынес, он меня освободил. Она никогда не хотела мне рассказывать ни о чем. Но потом вдруг в один день сказала: «Надо рассказывать. Для того, чтобы люди знали, чтобы помнили, чтобы передавали и чтобы катастрофы Холокоста не повторились».
На митинге присутствовал Яков Фадеев — ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага. Он помнит все: от начала войны до Победы.
Яков Фадеев, ветеран Великой Отечественной войны: «Гитлер сплотил вокруг себя большую армаду. Им мало было пространства. Они боролись за мировое господство. Но мы в тяжелых условиях, мы – победили».
Откровенные истории одна за другой потрясают и ужасают. Все, кому есть что рассказать, через силу, сжав всю боль в кулак, делятся самым сокровенным.
Наталья Воробьева, председатель Союза журналистов ПМР: «На глазах у моей мамы, ее годовалого брата и ее мамы был разбит пароход, на который они не попали. Как говорится, Бог миловал. Но все равно по-разному. И на фронтах Великой Отечественной, и в гетто, и в концлагерях оказались мои родные. Поэтому для меня эта дата всегда будет больна. Да, надо помнить».
О трагедии знает молодое поколение – школьники также пришли на митинг. В учебных заведениях прошли классные часы, где рассказывалось о самой страшной трагедии человечества. Народ один, земля одна и Бог один, об этом нужно помнить, отметил Иосиф Герис.
Иосиф Герис, председатель Общественного Совета г. Бендеры: «Одна мерка есть – честность, порядочность, ответственность. И соревнования, прогресс в промышленности, в спорте, в науке. Вот должна быть мерка между народами. Ни цвет кожи, ни национальный признак, ни вероисповедание не должно быть и прославляться выше, чем кто-либо».
Завершением церемонии стало возложение цветов и зажжение свечей у памятного знака. Память безвинно погибших почтили минутой молчания.
Автор: Диана Федоренко