Память времени не подвластна
В этом году отмечается 25–летняя годовщина с начала вооруженной агрессии Молдовы против народа Приднестровья. 19 июня мы вспоминаем тех, кто мужественно отстоял город в то время. Мы начинаем серию очерков о людях, которые ради мира и счастливого будущего сражались в далеком и грозном девяносто втором… Сегодня герой нашего рассказа – Михаил Паскарь.
«Благодари судьбу, что ты живой, и низко поклонись за это павшим», — надпись на плитах Мемориала Памяти и Скорби не сотрет время, равно как и память. Для каждого бендерчанина это особое место, для защитников города – место воспоминаний.
Михаил Паскарь, защитник Приднестровья: «Здесь на мемориале это не просто фамилии на граните, это люди, которые жили в нашем городе, работали и которых мы все знали. Это люди не абстрактные какие-то, как принято говорить, и как в прессе Молдовы, что это 14-ая армия. А воевали, защищали свою землю конкретно люди, жители города, родившиеся здесь и не родившиеся здесь, но, волею судьбы оказавшиеся здесь, они защищали свой дом, свои семьи».
В 1992 году Михаил Паскарь работал на Бендерской фабрике «Флоаре», был активным членом ОСТК. Жаркий июнь 92-го разделил жизнь на «до» и «после». Очевидцы вспоминают, тогда просто не верилось, что брат может пойти на брата и развернуть настоящую бойню.
Михаил Паскарь, защитник Приднестровья: «В 92 году, когда мы пришли со смены, в первую работали, по радио было объявление, что как сначала думали, что это провокация, как выяснилось потом — это широкомасштабная война с применением тяжелой техники, бронетанковые орудия, авиация. Это был не конфликт, это была война с жертвами, среди мирного населения».
Его родители строили Бендеры, он здесь родился, и здесь росли его дети. Поэтому желание защитить свою семью, свой родной город, право говорить на родном языке никогда не покидало его. Когда началась война, Михаил добровольно ушел в ополчение, служил в 201-ом батальоне.
Михаил Паскарь, защитник Приднестровья: «Народное ополчение, гвардия была создана на скорую руку, сформированная и вооруженная. Ну, естественно сразу никакого оружия не было. Потому что, во-первых, и не знали, что это, насколько широко будет акция со стороны Молдовы, во-вторых, никто этого оружия не давал. Плюс по рукам, ногам были связаны, потому что здесь семьи были, маленькие дети».
Только за первые два дня в Бендерах при перекрестном огне погибли 37 мирных жителей, 184 получили ранения. Около 80 тысяч человек бежали из города. Уличные бои — самый ужасный способ ведения войны, вспоминает Михаил Иванович.
Михаил Паскарь, защитник Приднестровья: «Вот здесь по этой тропинке мы как раз выходили из города 22 июня 92 года. Я с супругой и с двумя маленькими детьми по этой тропинке. Когда проходили через мост, через Днестр, снайпер стрелял с девятиэтажки по мне, по детям. Он видел, что идут дети, но все равно стрелял. Вот так они нас защищали, меня, молдаванина, и моих детей».
У памяти нет срока давности. Ведь годы войны хранят немеркнущие образы мужества и самоотверженности простых людей.
Авторы: Диана Федоренко, Лариса Тарабина