Незабытые имена
В канун освобождения города мы вспомним тех, кто принес на нашу землю мир. Отправляемся в музей боевой славы в Бендерах.
Карты боевых действий, портреты военачальников и других участников далеких сражений. Один из них – Николай Курило, 20 летний комсорг роты повторил подвиг Александра Матросова в боях за Суворовскую гору, звание героя официально не получил, но увековечен в летописи и карте города. Одна из улиц названа именем Николая Курило.
«Курило был рядовым 129 стрелкового полка 93 Миргородской стрелковой дивизии. Закирьян Идиятович Насибулин как раз был командиром этой роты. И он оставил как раз очень обширные воспоминания, подробное описание подвига Николая Курило», — сказал заведующий музеем Боевой славы Владимир Перстнев.
О подвиге Николая Курило потом рассказал другой боец — Закирьян Насибулин, это он водрузил красное знамя на взятую высоту. Суворовская гора открывала путь в город. И первым, кто вошёл в освобожденные Бендеры, был сводный отряд Емельяна Ермакова. Его имя носит ещё одна городская улица.
«Город стоял в руинах, жителей практически не было, потому что ещё перед апрельским наступлением ранней весной население города было эвакуировано. Город представлял собой жуткую картину. Мёртвая тишина, жителей не было, город был разрыт траншеями, бурьян по пояс. Как писал участник освобождения нашего города, «создавалось впечатление, что город покинули не только люди, но и птицы», — отметил Владимир Перстнев.
Ермаков несколько месяцев не дожил до победы, погиб в боях за Будапешт в феврале 45-го. После войны в Бендерах проживало 4, 5 тысячи ветеранов Великой отечественной, более 60 из них освобождали наш город. Регулярно фронтовики собирались вместе, поминали боевых братьев. Один из них — лётчик 639-го штурмового авиаполка 189-й авиадивизии 17-й воздушной армии Михаил Аксенгор.
«На своём самолёте действовал в районе Суворовской горы. Его самолёт преследовал отступающие войска по кишинёвской дороге. В нашем городе жил ещё один лётчик — Николай Васильевич Кобыляцкий, который тоже действовал в этом районе в ходе Ясско-Кишиневской операции. Они в своё время учились в одном училище Луганском авиационном», — рассказал заведующий музеем Боевой славы.
Командир полка Василий Орехов – самый высокий по званию среди освободителей, решивших стать бендерчанином после войны. И не просто жить в городе, хранить историческую память. Много лет фронтовик возглавлял музей Боевой славы.
По сути все участники освобождения нашего края — герои. От главнокомандующих фронтами, тех кто разрабатывал операцию, до рядовых и санитаров всех родов войск. Мы помним их неоценимый вклад в общее дело мира, будем бережно хранить и передавать эстафету памяти следующим поколениям.
Автор: Валерия Усвайская