А завтра была война
Июнь 92-го. Политический накал понемногу стихает. Убрали блокпосты, вот-вот должны расформировать добровольческие отряды. Теплится надежда на мир. Кто-то строит планы на отпуск, кто-то собирается сыграть свадьбу, а кто-то готовится к школьному балу. Во второй гимназии провожали 41-й свой выпуск. А уже вечером в здание школы вошел опон Молдовы.
Бендеры. Гимназия №2. В 92-м она оказалась в самом эпицентре военных событий. Буквально в ста метрах от нее — молдавская полиция. Именно оттуда 19 июня раздались первые выстрелы и началась необъявленная война. Еще днем, ничего не предвещало беды. Экзамены закончились, и счастливые выпускники украшали зал к школьному балу. Неожиданно началась стрельба. Как только она стихала, учителя и дети уходили домой. Вечером того же дня опоновцы заняли здание школы.
«Накануне трагических событий в школе был сделан ремонт, приведены в порядок кабинеты, завезено оборудование для лингофонных кабинетов английского языка, установлены новые компьютеры. Мы, наивные, думали, что отнесутся бережно к оборудованию, к мебели , пособиям, я звонила и просила: не уничтожайте кабинеты, сохраните оборудование. Как была сохранена наша гимназия и какой «конституционный порядок» навели, я увидела 25 июня, когда посчастливилось попасть в школу», – поделилась воспоминаниями директор гимназии №2 г. Бендеры Людмила Клепачевская.
Вот фотография тех дней. Стены гимназии изрешитили пули, местами трещины от разорвавшихся снарядов. Ни одного целого стекла, в оконных проемах разломанная мебель. Недавно сделанный забор искорежили БТРами. Удручающая картина была и в кабинете директора.
«Когда я подошла в к сейфу, он был прострелян, разворочен, все из него вывалено на пол, образовалась большая куча документов, смешанных с мусором. Я не выдержала — слезы на глазах, во что превращен кабинет! Самое главное — аттестаты, они были уже заполнены, чтобы вручать детям, но каждый аттестат был испорчен. Поперек крупными буквами по румынски было написано: «Недействителен», — рассказала Людмила Клепачевская.
Не пожалели опоновцы и портрет русского поэта Александра Пушкина, чье имя носит гимназия. Большое полотнище растерзали на мелкие лоскутки. Сейчас здесь висит точная копия той картины. О бесчинствах националистов напоминают и залатанные двери школы — все замки тогда были прострелены.
«В следующий раз я попала в школу уже 1 августа, когда вошла российская армия. Вначале вошли саперы, в школе нашли две противотанковые мины. Не было уже ни компьютерного класса, ни лингофонных кабинетов, ни автоматизированного кабинета математики, а в кабинете физики, он был лучшим в городе, на столах лежал наваленный хлам, разломанные приборы, ни одного целого. Наверное, у кого-то из опоновцев проснулась совесть, — на доске было крупно написано: «Простите нас, дети Бендер», — завершила горькую историю директор гимназии.
Никто не верил, что меньше чем за месяц педагоги и родители восстановят родную школу. Приходилось работать до поздней ночи. Мыли, чистили, красили. Первого сентября в гимназии- прозвенел школьный звонок. Дети сели за парты, снова началась мирная жизнь.
Автор: Наталия Сучкова