Взорванная любовь
В селе Гиска вспоминали трагедию, произошедшую 73 года назад. 4 апреля в местной школе прогремел взрыв. Бомбу принес местный военрук, — подорвал себя и учительницу, которая не разделила его любовь. Ещё 22 ребенка и завуч школы остались под завалами навсегда. Многие были ранены.
Сельская школа. Классный час. За партами – ровесники погибших ребят. Вспоминают о трагедии прошлого. 4 апреля 1950-го, тот самый скорбный день. На старом фото – дорожка к школе, где прогремел взрыв.
От мощного взрыва здание рухнуло, обвалилась крыша. Сельчане бросились спасать тех, кто выжил. Меланию Онуфриеву нашли под руинами последней. Как немногие, спаслась чудом. Страшные переломы рук и ног, обгоревшее тело, потеря зрения, которое с трудом восстановили. Тогда она училась в пятом классе — том самом, где взорвалась бомба. 12 килограммов тротила школьный военрук взял в ДОСААФЕ. Там работал, как сапер, помогал разминировать сельские поля.
Завуч школы и 22 ребенка из разных классов погибли на месте. Трое – из семьи Федоренко. В школьном музее села — документы и фото – отголоски давней трагедии. Этот портфель и чернильницу принесла в музей Евдокия Грибиненко. Одна из выживших в тот день.
«Грибиненко Евдокия, ученица 6 класса, больше в школу в этом году не пошла. У нее был такой страх, что она пошла на следующий год опять в 6 класс по новой. Павленко получила порог сердца при взрыве школы и потом, когда закончила школу, стала медсестрой и всю жизнь посвятила медицине», — рассказала учитель средней школы №20 руководитель школьного музея Светлана Бакуменко.
История пополняется. О самом виновнике этой трагической истории долгое время не вспоминали. Сейчас есть новые подробности. Российские корреспонденты подняли дело, которое в 50-е всё же дошло до Москвы. Только в прошлом году его рассекретили, документы опубликовали. В них — новые факты и «белые пятна».
Черный крест с именами погибших. Место, где когда-то стояла школа. Чтобы помнить и знать, каждый год сюда приносят живые цветы.