Бендеры и бендерчане

Возвращенные имена

Среди безвинно пострадавших – семья Анны Шурыгиной. Сразу в нескольких поколениях воплотились самые горькие страницы истории нашей страны.

Анне Шурыгиной было всего 15, когда вместе со всей семьей она покинула родной дом. Бескрайние просторы Сибири на долгие 20 лет заменили ей родину. Как и многим ее соотечественникам. В ходе операции «Юг» из Молдавии было депортировано свыше 11 тысяч семей. В их числе – и крестьяне Шурыгины. Родители Анны работали в колхозе, занимались домашним хозяйством.

«Мой дед был портной. А в то время портной на селе считался богатым человеком. У него было 12 дочерей, он не имел сыновей, и он сироту-мальчика в 16 лет взял к себе. Он ему помогал пахать, сеять», — вспоминает Анна Ивановна.

Приговор был жестким, расправа – быстрой. Шестеро детей, родители и бабушка Анны вдруг в одночасье стали врагами народа. Самой младшей сестренке было чуть больше года. В то роковое утро в далекие поселения отправили 25 многодетных семей. Лук, картошка и одежда, чтоб не замерзнуть в дороге, — такой нехитрый скарб везли с собой сельчане.

«Товарняки, которые скот возят, раскрыли, и туда нас всех — кто лежа, кто стоя, всех – мужчин, женщин, детей. Одна даже молодая дорогой родила, беременная была. И вот так мы от станции до станции ехали, останавливались. До Куйбышева нас довезли. Везли полтора месяца», — рассказывает Анна Шурыгина.

В дороге Анна перенесла малярию. Обессиленных, голодных и замерзших южан-переселенцев привезли в морозную Сибирь. Но не менее холодным оказался прием — местные жители презрительно отнеслись к «врагам народа». Но сильный характер Анны не сломили ни презрение, ни тяжелый труд. Каждый день она доказывала и себе, и другим, что имеет право на достойную жизнь. Очень хотела учиться. Детям из семей репрессированных сделать это было нелегко.

Активная и волевая, Анна быстро вышла в лидеры, выучилась на зоотехника. Уже когда появилась семья, стала секретарем комсомола, продвинулась по партийной линии. Муж тоже не отставал – был лучшим комбайнером района, делегатом съезда ВДНХ в Москве. Партийная работа меня догоняла всю жизнь, шутит Анна Ивановна. После тяжелой болезни вместе с семьей она вернулась в родную Молдавию, устроилась работать на Шелковый комбинат. Пришлось начинать все с нуля. Заново, но так же успешно.

«Когда я пришла в производство, они посмотрели на меня и сказали: ее можно сразу к станкам, она научится, я вижу. Год в сортировке проработала, и отчетно-выборное собрание было – меня раз – в бюро включают. А бюро избирает меня секретарем», — говорит Анна Ивановна.

Награды, грамоты и мандат депутата партсъезда она хранит до сих пор. Говорит, эта закалка только помогала ей в жизни. В непростые 90-е вместе с бендерчанами выходила на митинги протеста, была агитатором на выборах в местные советы. Честная и принципиальная, Анна Ивановна так же воспитала своих детей. Знала, что чужого не возьмут, не обманут и не предадут. Учила на своем примере. Несмотря на пережитое, всегда с добром относилась к людям. Вместе с другими семьями она организовала общество жертв политических репрессий. Сегодня вспоминает горькие страницы общей истории, чтобы они не повторились вновь.

Автор: Елена Леонтьева

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»