В каждом здании – история
Сразу три фактологические ошибки допущены на мемориальной табличке, установленной на одном из зданий в центре Бендер. Неправильно названо имя архитектора, год постройки и название самого объекта. Надпись пора исправить, а мы в свою очередь напомним историю.
Гостиница «Молдавия», она же «Нистру». В разные годы тут были авиакассы, спорткомитет, видеопрокат и редакция городской газеты. Здание с большой историей, вошедшей даже в кино. На его фоне снимались эпизоды фильма «Вам телеграмма» с участием Татьяны Догилевой. О ценности архитектурной – надпись в табличке. Всего три факта, и во всех – ошибки. Построено здание не в 50-ом, а годом ранее, архитектором был не Меднек, а Бронфман, а сама гостиница называлась не «Нистру», а «Молдавия».
«По сути, это первое общественное здание, построенное с нуля. Оно было возведено в 1949 году по проекту тогда главного архитектора города Лейба Бронфмана и открыто в качестве гостиницы 1 января 1950 года. Что касается неточностей, приведённых на плите памятной, они берут свои корни в реестре памятников, принятых в 2002 году. Как туда пробрались эти ошибки, я, к сожалению, не могу сказать, текст был списан полностью оттуда», — отметил директор Бендерского историко-краеведческого музея Александр Тихонов.
На самом деле архитектура Валентина Меднека сформировала послевоенный облик исторического центра. От железнодорожного вокзала через кинотеатр Горького до дворца культуры дома связаны одной темой, и гостиница гармонично вписывается в общий ансамбль. Поэтому неудивительно, что авторство автоматически приписали Меднеку.
«Сначала, как я понимаю, он работал в Кишинёве, а только в начале 50-х его перевели в Бендеры на должность главного архитектора. Когда строилась гостиница, Меднека в городе просто не было физически, поэтому построить эту гостиницу он не мог. Непосредственно проекта гостиницы я не видел, скажу прямо. Но воспоминания других архитекторов, газет того времени ясно указывают, что строил здание архитектор Бронфман», — сказал Александр Тихонов.
После войны в Бендерах 80% построек были разрушены, многие здания не подлежали восстановлению, но архитекторы стремились сохранить самые ценные на, их взгляд, дома, — те, которые передавали дух города и память эпохи.
«Большой плюс в том, что восстановлением после войны занимались наши бендерские архитекторы, которые были связаны с городом, которые провели здесь своё детство, молодость. И для них многие вещи были просто дороги. Так, некоторые здания пытались сохранить только потому, что они были связаны с положительными воспоминаниями самих архитекторов. Есть такая история, связанная с городской аудиторией, что она сохранилась именно благодаря тому, что архитекторы проводили свою юность там на концертах, мероприятиях, им просто жалко было его уничтожать», — рассказал директор музея.
Когда-то из-за архитектурного облика центра Бендеры были включены в перечень исторических городов Советского Союза. Такой статус позволил этот облик сохранить в советское время. Не нарушен дух старины и при недавнем обновлении центра. В Бендерах хорошо понимают, архитектурные жемчужины нужно беречь, ценить и если надо, исправлять ошибки.
Автор: Валерия Усвайская